Икебана, что в переводе значит «воскрешение растений» или «вторая жизнь» - традиционное японское искусство составления букетов и композиций. Это искусство пришло в Японию из Китая в середине VI века наряду с другими элементами буддизма. Несколько столетий подряд икебана играла особую роль в культуре Японии, выполняя необходимые функции в ритуале поклонения богам и предкам в храмах. Цветы и кончики ветвей устремлялись к небу, взывая к богам, а негнущиеся огромные ветви гармонично сочетались с величественностью храмов.
Первые икебаны имели высоту центральной ветки до 1,5 м и были крупных размеров. Такой стиль назвали Рикка. Для составления композиций использовались хвойные ветви (кедр, сосна, можжевельник, кипарис) и ветки бамбука. Создатели рикка старались олицетворить в икебане священную гору. Искусством аранжировки могли заниматься только посвященные, принадлежащие к знатному роду. Композицию составляли ежедневно в соответствии с временем года и с подбором различных цветов и веточек.
С XVI века в Японии стали традиционными чайные церемонии. В них применялись композиции в высоких вазах – стиль Нагеире, самый древний в Японии натуралистический стиль, который использовался в школе Икенобо. В оформлении чайной церемонии применялся сосуд и один цветок, высота которого вместе с высотой вазы должна быть 1,5 м. В наши дни икебана в основном представлена двумя стилями – Морибана (в плоских низких вазах) и упоминавшийся Нагеире.
Стиль Морибана упоминается еще в конце XIX века. Его автор Охара Унсин. В его композициях главные линии идут по правилам икебаны. Помимо традиционных цветов и веток применялись мхи и камни. В вазу помещалось специальное устройство с отверстиями для цветов, в которые вставлялись стебли растений. Позднее был придуман игольчатый металлический держатель – кензан. В композиции икебаны размещение каждой ветки, состояние цветка, форма, линия, время и место срезки имеют свой символический смысл.
Назад
|