Начало существования первой из современных школ икебаны пришлось на период, когда Охара Неголень откололась от направления «школа Икенобо» в конце 19-го века. У школы Охара есть свой «почерк» - ее специалисты обычно делают «moribana», то есть сложенные сверху цветы в неглубоком, плоском контейнере. Эта школа появилась, когда западная культура стала все сильнее влиять на Японию, в то же время стиль морибана стал чаще использовать западные растения. Но тогда это был все еще неофициальный стиль. Возникновение множества художественных движений в начале 20-го века привело к интенсивному развитию композиций «jiyuka». Однако, невзирая на все нововведения, икебана оставалась все еще только искусством для привилегированных сословий.
В 1930-е годы и в послевоенный период интерес к искусству икебаны стал широко распространяться. Учреждались школы икебаны, в которые приходили люди всех социальных классов. На занятия приходили многие жены американцев, проходящих службу в Японии, что помогло искусству развиваться и распространяться за границу. Тешигахар Софу, основатель в 1927 году школы «Sogetsu», привнес в направления дзэн-эйбаны или авангардной икебаны несколько видов новых материалов, в том числе пластмассу и сталь.
На сегодняшний день насчитывается приблизительно 3 000 школ икебаны в Японии и около тысячи в остальном мире. Наиболее распространенная школа Икенобо насчитывает приблизительно 60 000 преподавателей во всем мире. Икебана собирает на занятия примерно до 15 миллионов человек в Японии, большинство этой аудитории - молодые женщины.
Образы и стили развивались таким образом, что к концу 15-го века композиции оставались достаточно простыми, а от того и доступными обычным людям, а не только лицам, приближенным к императорскому семейству. Постепенно началось развитие художественной формы с четко установленными требованиями. Наиболее старой компиляцией была «Sendensho», которая охватывала годы с 1443 до 1536.
К настоящему моменту Икебана - основная эмблема традиционных фестивалей, периодически во всех странах мира проходят выставки Икебаны. Были введены правила, устанавливающие регламент объединения материалов. В ранних формах центральный вертикальный стебель, самый высокий, должен был сопровождаться двумя более короткими стеблями. Эта троица представляет собой небеса, человека и землю. В 1545 году в школе Икенобо были сформулированы принципы композиции «rikka», озвучивающие семь основных отделений, которые используются в этом типе композиции.
|